ПОБЕГ ИЗ НЬЮ-ЙОРКА (1981) Действие этой картины 35-летнего Джона Карпентера происходит в 1997 году — и мы уже имели возможность убедиться, что изображённый на экране город-тюрьма с усиленным режимом пока что не соответствует реальности. Фильм одного из лучших американских режиссёров зрелищного кино снят на стыке трёх жанров: боевика, фантастической ленты и антиутопии. И рассказывает о том, как президент США случайно попал в руки бандитов после аварии вертолёта над территорией Манхэттена, превращённого в запретную зону. А бывший преступник, ветеран войны Снейк (то есть «Змей») Плисскен, который, как сообщается, прежде отличился «в боях под Ленинградом», должен всего лишь за 24 часа освободить главу государства из плена.
Американские критики, которым картина в целом понравилась, всё-таки сравнивали её с малобюджетной работой самого Карпентера — «Нападение на 13-й участок» (1976), отдавая явное предпочтение последней. Тем не менее, и «Побег из Нью-Йорка», кстати, обошедшийся недорого (бюджет составил $6 млн., что по нынешним ценам равно сумме $15 млн.), привлекает напряжённостью действия, зрелищными эффектами, воссозданием жестокого, апокалиптического образа в то время ещё недалёкого будущего, которое сейчас уже осталось в прошлом. Но цель любой антиутопии — вовсе не угадывание того, что произойдёт, а как бы предостережение из возможного грядущего об опасностях, которые существуют в настоящем.
Кёрт Рассел, часто снимающийся у Карпентера, вошёл в число популярных исполнителей как раз после появления в роли беспощадного пирата конца XX века с чёрной повязкой на глазу и с автоматом в руках. И именно этот актёр, чья известность в 90-е годы даже возросла (особенно после успеха фантастической ленты «Звёздные врата»), был одним из настойчивых инициаторов создания продолжения, которое всё-таки появилось в 1996 году и называлось «Побег из Лос-Анджелеса». Но на этот раз Джон Карпентер перенёс действие только на четыре года вперёд, в канун смены тысячелетий, однако теперь для нас даже 2000-й — счастливо пройденный рубеж, если не считать, конечно, террористической атаки на Нью-Йорк год спустя в реальной жизни, а не на экране.
Тизер