The Elder Scrolls - серия компьютерных ролевых игр, разрабатываемых студией Bethesda Game Studios и выпускаемых компанией Bethesda Softworks. Игры серии объединены общей, детально проработанной вселенной и предоставляют игроку большую свободу, позволяя по собственному усмотрению посещать различные области и города вымышленного фэнтезийного мира и самостоятельно искать интересные места и задания.
Основным местом действия выступает материк Тамриэль и прилегающие к нему острова, которые расположены на планете Нирн. Тамриэль не является единственным материком на планете, но является единственным непосредственно показанным в играх. Вокруг Нирна совершают вращение 2 естественных спутника — Массер и Секунда, а сам Нирн вращается вокруг солнца. Помимо Мундуса (плана смертных), измерения, где расположен Нирн, в играх показаны измерения Этериус, план богов, и Обливион, план Даэдра, поделённый на несколько областей, каждой из которой правит Принц Даэдра.
Первая игра серии вышла в марте 1994 года. Работа над игрой началась ещё в 1992 году, когда сотрудники компании Bethesda Softworks, ранее специализировавшейся в основном на спортивных играх, приняли решение изменить жанр своей будущей игры Arena, сделав её ролевой игрой вместо файтинга. В Arena впервые появились многие особенности, ставшие впоследствии характерными для всех последующих игр серии: вид от первого лица, завязка со стартом в тюрьме, свободное перемещение по городам и открытой местности, большое количество побочных заданий и отсутствие навязываемых игроку моральных установок. Игра получила достаточно высокие оценки игровой прессы, вошла в списки лучших игр (а также игр года) и приобрела репутацию прорывной и культовой игры, что дало возможность начать разработку продолжений. В то же время у игры были и существенные недостатки, такие как нехватка реального разнообразия, шаблонный характер игрового мира и большое количество технических проблем и недоработок.
Следующая игра из серии вышла в августе 1996 года. В Daggerfall была предпринята попытка создать живой трёхмерный мир размером с две Великобритании (игра имеет самый большой открытый мир из игр серии) и построить ролевую систему, основанную на развитии навыков, а не накоплении очков опыта. Чтобы пройти с одно конца карты до другого игроку потребуется 60 часов реального времени. Чтобы помочь игрокам в прохождении через длинные склепы и древние подземные крепости, была разработана автокарта. Амбициозность Daggerfall сослужила ему плохую службу: игра, поспешно выпущенная в свет, была переполнена ошибками и имела чрезмерно высокие по тем временам системные требования, чем заслужила неофициальное название «Buggerfall».
После выхода Daggerfall Bethesda до 1998 года не занималась разработкой продолжения, вместо этого выпустив игры The Elder Scrolls Legends: Battlespire в 1997 году и The Elder Scrolls Adventures: Redguard — в 1998 году. Обе игры имели несравнимо меньший масштаб: Battlespire представляла собой путешествие по подземельям, а Redguard была игрой в жанре action-adventure с видом от третьего лица и линейным сюжетом.
Третья часть вышла в мае 2002 года. Morrowind вернулся к традиционному нелинейному и обширному игровому миру и включал ландшафты и артефакты, проработанные вручную, а игровой мир был всё же меньше, чем в играх-предшественниках. Игра примечательна крайне экзотическими и эклектичными локациями, вбирающими в себя элементы различных культур, архитектуры и искусства стран Ближнего Востока и Восточной Азии, а также элементы модерна и стимпанка. Основная сюжетная линия игры связана с местным божеством Дагот Уром, которое пытается обрести силу и освободить Морровинд от власти Империи.
Игра была хорошо принята критиками и игроками. К 2005 году разошлась тиражом свыше четырёх миллионов копий и получила свыше 60 наград от разных изданий, в том числе «Игра года». В конце 2002 — середине 2003 года, были выпущены два дополнения: The Elder Scrolls III: Tribunal и The Elder Scrolls III: Bloodmoon.
Четвёртая часть вышла в марте 2006 года. Игра работает на движке GameBryo, который является улучшенной версией NetImmerse, использовавшегося в предыдущей игре серии. Также был использованы улучшенный физический движок Havok и разработанную самой студией Bethesda систему искусственного интеллекта Radiant AI, позволившую сделать поведение неигровых персонажей намного более сложным и правдоподобным. По сюжету, главный герой противостоит организации «Мифический Рассвет», поклоняющейся принцу даэдра Мерунесу Дагону и пытающейся открыть портал во враждебный мир демонов — Обливион. В отличие от предыдущих игр серии, в Oblivion все диалоги с неигровыми персонажами озвучены.
Oblivion получила восторженные оценки прессы и ряд наград от различных изданий и организаций, в том числе как «Игра года»; особых похвал удостоились графика, обширный мир игры и искусственный интеллект неигровых персонажей. Для Oblivion были выпущены два крупных официальных дополнения: Knights of the Nine и Shivering Isles, а также восемь мелких официальных плагинов, добавляющих новые локации, квесты и возможности.
Пятая часть вышла 11.11.2011. Skyrim использовала новый игровой движок Creation Engine, разработанный внутри Bethesda. Действие Skyrim происходит спустя двести лет после событий Oblivion, в северной провинции Скайрим, на фоне гражданской войны. Главный герой игры, «Драконорождённый», пытается защитить Скайрим от дракона Алдуина.
Игра получила высокие оценки критиков и собрала ряд наград, в том числе звания лучшей ролевой игры и илучшей игры 2011 года. В 2012 году были выпущены три загружаемых дополнения к игре: Dawnguard, Hearthfire и Dragonborn.
Последняя крупная игра из серии вышла в апреле 2014 года. Online является частью игровой серии The Elder Scrolls. Как и в других играх серии, действие разворачивается на континенте Тамриэль на планете Нирн. События игры происходят примерно за 1000 лет до событий, описанных в The Elder Scrolls V: Skyrim, в период Междуцарствия, когда 10 рас, проживающих в Тамриэле в составе трёх альянсов пытаются захватить власть над центральной провинцией Сиродил. В игре можно использовать как вид от первого лица, так и от третьего. В начале игры игроку предлагается создать своего первого персонажа. Игрок может выбрать расу персонажа, от которой будет зависеть принадлежность к тому или иному альянсу, класс, пол, внешность, голос и имя. В игре имеется 10 рас, 9 из которых распределены по 3 альянсам.
На старте игра получила смешанные отзывы, но они значительно улучшились после ребрендинга и перезапуска игры под названием The Elder Scrolls Online: Tamriel Unlimited.