Halo («Хеейло», в переводе с англ. — «Ореоол») — медиафраншиза боевой фантастики, созданная компанией Bungie. Основана на оригинальной трилогии компьютерных игр в жанре шутера от первого лица. В центре сюжета — события, происходящие в жизни Мастера Чифа (Джон-117), одного из группы суперсолдат под кодовым названием «Спартанцы», и его компаньона — искусственного интеллекта Кортаны. Успех игр привел к распространению франшизы на другие носители: в настоящее время вселенная Halo охватывает множество книг, графических романов, комиксов, короткометражных, анимационных и художественных фильмов, а также других лицензионных продуктов.
Первая игра была выпущена в ноябре 2001 года. Действие игры Halo происходит в XXVI веке, а игрок берет на себя роль Мастера Чифа, кибернетически усиленного суперсолдата. Чифа сопровождает Кортана, искусственный интеллект. Игроки сражаются с инопланетянами, пытаясь раскрыть секреты «Ореола» — искусственного мира в форме кольца. Первоначально игра представляла собой стратегию в реальном времени, которая переросла в шутер от третьего лица, а затем стала шутером от первого лица. Во время разработки компания Microsoft приобрела Bungie и превратила Halo в стартовую игру для своей первой игровой консоли Xbox.
В отличие от большинства шутеров, главный герой может иметь при себе только два вида стрелкового оружия. Игра требует тактического подхода, так как количественное и технологическое преимущество на стороне противника. Джон-117 носит боевой экзоскелет Мьёльнир, который значительно увеличивает силу, ловкость и рефлексы. Броня также генерирует энергетический щит, защищающий от повреждений.
Вторая часть была выпущена в ноябре 2004 года. Игроку предлагаются роли человека Мастера Чифа (главного героя первой игры) и Элита Арбитра в конфликте 26-го столетия между человеческим ККОН (Космическое Командование Объединённых Наций), Ковенантом (союзом инопланетных рас) и паразитической формой жизни — Потопом. Сразу же после релиза, Halo 2 стал самой популярной игрой в Xbox Live и удерживал это место до релиза Gears of War для Xbox 360, выпущенного двумя годами позже. Критики приняли игру в основном положительно с широким публичным восхвалением сильной многопользовательской составляющей, в то же время, кампания оказалась в центре критики за её оборванное окончание.
Игра демонстрирует расширенный набор машин наряду с другими изменениями в геймплее по сравнению с предшественником. В оригинальном Halo были раздельные индикаторы здоровья и щита. В Halo 2 индикатор здоровья больше не виден, зато щиты игрока восстанавливаются быстрее, если он не получает урона. Также появились новые образцы оружия и техники. В отличие от предшественника, Halo 2 позволяет игрокам соревноваться друг с другом посредством Xbox Live, в дополнение к возможности играть вдвоем за одним компьютером и по сети.
Третья часть была выпущена в сентябре 2007 года. В игре представлены новые виды транспорта, оружия и особенности игры, отсутствующие в предыдущих играх серии. Сюжет сосредоточен на межзвёздной войне между людьми XXVI века и альянсом инопланетных рас под названием Ковенант, которые после многолетней войны начали вторжение на Землю. Игрок выступает в роли Мастера Чифа, последнего оставшегося в живых члена элитного подразделения генетически-модифицированных солдат — «Спартанцев».
В сентябре 2009 года к игре вышло самостоятельное дополнение Halo 3: ODST, где, в отличие от первых трёх игр, в дополнении игрок принимает роль не Мастера Чифа, а орбитального десантника «Новичка» (The Rookie). Действие игры происходит одновременно с событиями Halo 2 и в промежутке до событий Halo 3. Так как главный герой не является «Спартанцем», то он облачён в обычную десантную броню, а не экзоскелет типа «Мьельнир».
Halo Wars была выпущена в феврале 2009 года студией Ensemble Studios. В отличие от других игр серии, «Halo Wars» является стратегией. Расы и войска, по большей части, почерпнуты из предыдущих игр, но также добавлены и новые виды техники. Действие игры разворачивается за 20 лет до событий «Halo: Combat Evolved». Кампания следует за человеческим кораблём «Дух Огня», который был послан Космическим Командованием Объединённых Наций (К.К.О.Н.) расследовать и пресечь действия Ковенанта на бывшей человеческой планете Харвест (место первого контакта с инопланетянами). Узнав о загадочных раскопках ковенантов под предводительством неизвестного Арбитра, капитан корабля Джеймс Каттер посылает своих солдат разузнать что происходит.
Halo: Reach была выпущена в сентябре 2010 года и стала последней игрой, разработанной Bungie по вселенной Halo. Разработкой следующих игр и развитием серии занимается 343 Industries. Действие игры происходит в 2552 году, где человечество ведёт войну с ковенантами. Игрок принимает роль суперсолдата-спартанца с позывным «Noble 6», члена элитного отряда «Noble Team» во время битвы за планету Предел (Reach). Действие игры происходит параллельно событиям романа Halo: The Fall of Reach и за несколько недель до начала событий Halo: Combat Evolved. Люди под руководством Космического Командования Объединённых Наций (ККОН) ведёт изнурительную войну против сообщества разнородных инопланетных рас под названием Ковенант. Практически все людские колонии были потеряны, и планета земного типа Предел стала последним военным форпостом человечества перед неминуемым вторжением Ковенанта на Землю.
Четвёртая часть была выпущена в ноябре 2012 года. Это первая игра из Reclaimer Saga — новой истории в серии Halo. Действие игры начинается через четыре года после событий Halo 3, и отмечена возвращением главного героя серии — Мастера Чифа. Он сражается против новой фракции, отколовшейся от остатков Ковенанта, бывшего военного союза инопланетных рас, и против механических воинов империи Предтеч, известных как Прометеи. В игре представлен широкий выбор оружия, врагов и режимов игры, которых не было в предыдущих играх серии.
Halo: Spartan Assault была выпущена в июле 2013 года. Игра разворачивается между событиями Halo 3 и Halo 4. Игроки управляют солдатами-людьми Сарой Палмер и Эдвардом Дэвисом, когда они сражаются с фракцией осколков инопланетного Завета. Spartan Assault была первой мобильной игрой франшизы. Разработчики потратили время на адаптацию отличительных элементов Halo к игре с сенсорным экраном, предназначенной для воспроизведения короткими очередями. На сенсорном экране мобильных устройств игроки управляют персонажем с помощью виртуальных джойстиков — левый стик управляет движением, а правый стик управляет направлением огня персонажа-вместе с кнопками по краю экрана.
В апреле 2015 года вышло продолжение этой игры под названием Halo: Spartan Strike, сделанного в жанре Shoot ’em up. Сюжет продолжения разворачивается после событий Halo 4. Во время игры игрок выступает в роли суперсолдата-спартанца IV, который ведет силы UNSC против врагов Ковенанта в рамках боевых действий, сложившихся во время событий Halo 2 на Новой Момбасе.
Пятая часть была выпущена в сентябре 2015 года. Действие игры происходит в 2558 году, через 8 месяцев после событий Halo 4. В центре сюжета — две огневых группы (звена) людей-суперсолдат. В результате дезертирства Синей Команды во главе с Мастером Чифом в поисках Кортаны лояльность Мастера Чифа поставлена под сомнение; на его поиски посылается Джеймсон Локк и его отряд Осирис. В отличие от прошлых шутеров серии Halo, Halo 5: Guardians не предоставляет никаких автономных возможностей, таких, как кооперативная игра в режиме разделённого экрана; также игра не поддерживает игры по локальной сети.
Halo Wars 2 была выпущена в феврале 2017 года и, как и прошлая часть, является стратегией. В Halo Wars 2 игрок создаёт базу, собирает ресурсы для производства пехоты и транспортных средств и командует армиями на поле боя с высоты птичьего полёта. Основной целью сражений в основном является уничтожение базы противника или захват и удержание территорий на поле боя. Баланс боевой системы основан на принципе контратаки «камень, ножницы, бумага», по которому сухопутная техника эффективна в бою против пехоты, пехота эффективна против воздушной техники, а последняя превосходит технику наземную. Игра поддерживает многопользовательский режим для совместной игры или игры против других игроков.
Halo Infinite была выпущена в ноябре 2021 года. Является прямым продолжением Halo 5: Guardians, но в то же время — началом новой главы в приключениях Мастера Чифа. Кампания рассказывает о суперсолдате Мастер Чифе и его борьбе с «Изгнанными» на ореоле Предтеч «Зета». Многопользовательская составляющая Halo Infinite находится в стадии открытого бета-тестирования. Игровой процесс в основном сохраняет традиционные черты серии Halo, с режимами «Резня», «Захват флага» и другими, доступными в игре 4 на 4 и, впервые в серии, 12 на 12. Новым в мультиплеере являются предметы, которые позволяют игроку активировать специальную способность ограниченное количество раз, например, рывок, активный камуфляж и заряды, которые могут отбрасывать врагов и снаряды назад.